Конфликт на работе. Кто поможет?

Вспомните свой последний конфликт на работе. С кем вы конфликтовали, из-за чего, как пытались решить проблему и чем все в итоге закончилось? Сегодня разберем, как надо действовать в различных типах конфликтов и кто может вам помочь.

Межличностный конфликт

Межличностные конфликты на работе встречаются часто. Возможно, это часть нашего менталитета – мы много себя вкладываем в любимое дело, это касается и положительных наших качеств, и отрицательных.

Сидя в одном кабинете или постоянно пересекаясь в коридоре, мы друг друга задеваем, раздражаем, бесим, радуем. Кто-то постоянно берет вашу кружку и оставляет ее немытой у вас на столе. Кто-то открывает форточку, когда у вас насморк, или, наоборот, закрывает ее, когда вам душно. Кто-то лезет с дурацкими вопросами по утрам, а вы по утрам вопросам совсем не рады. Кто-то полдня бегает по кабинетам, показывая помолвочное кольцо, а вы в это работаете за двоих, и на личном фронте у вас «не очень»…

На работе вокруг нас люди, которые как-то относятся к нам, и к которым мы тоже как-то относимся. Бывает — хорошо. Бывает – плохо. Нередки ситуации, когда ссора в офисе отравляет жизнь и после работы – голова забита тем, «какая Ленка стерва» или  «как этот Стас меня задолбал».

Решить межличностный конфликт (а заодно и не допустить их повторения) можно радикально – стать самозанятым специалистом на удаленке. Минимизировать любые контакты – вариант для мизантропов.

Если же такой формат работы вам не подходит или хочется научиться «конфликтовать экологично», обращаться со своим затруднением стоит к психологу. В процессе работы станет видна ваша роль в конфликте (то, на что вы можете влиять). Вы определите свой стиль поведения в конфликте, научитесь саморегуляции, управлению эмоциями, а также сможете разобраться, где проходят ваши личные границы.

Производственный конфликт

Производственный конфликт разгорается между «начальником транспортного цеха» и «руководителем производства», так как у одного «горит план», а второй «не дает транспорт». Конфликтуют не люди, а роли.

Источником такого конфликта является сбой в каком-то бизнес-процессе, урегулирование которого ложится на плечи сотрудников: найти транспорт, если транспорта нет, закупить сырье по нужной цене, и в то же время определенного качества. Думаю, вы и сами сможете привести  массу примеров из своего личного опыта.

Конфликтовать только ролями невозможно, особенно, если каждый болеет за дело (или за премию). Эмоции накаляются, и можно дойти до прямых оскорблений из разряда «сам дурак», хотя изначально коллега казался умным и симпатичным человеком.

Такие конфликты решаются с привлечением руководства компании (вашего начальника или руководителя более высокого уровня), который в состоянии принимать решение о внесении изменений в бизнес-процесс. Выигрывает тот, кто первый остановился и предложил разобрать конфликтную ситуацию с холодной головой, найти пути решения и отладить бизнес-процесс.

В данном случае проявленная инициатива может показать вас как ответственного, заинтересованного в деле сотрудника, радеющего за процветание компании, что является несомненным плюсиком в резюме. Однако, если вы замечаете, что  руководство раз за разом сталкивает лбами своих подчиненных – возможно, стоит решить для себя, подходит ли вам стиль работы этой компании.

Трудовой спор (конфликт с работодателем)

Трудовой спор – это конфликт не на работе, а «конфликт с работой». Работник конфликтует с компанией-работодателем, которую представляет директор или непосредственный руководитель.

Трудовые споры возникают в ситуации, когда одна из сторон трудового договора нарушает свои обязательства. Так как трудовой договор составляется только в соответствии с Трудовым Кодексом, это означает, что нарушение условий трудового договора является одновременно и нарушением законодательства. В этом случае для решения трудового спора могут быть привлечены третьи лица – трудовая инспекция, прокуратура, суд.

Бывает, что суть трудового договора была неверно понята одной из сторон, или договор был заключен формально. Нередко одна из сторон в одностороннем порядке меняет условия сотрудничества, не ставя в известность вторую сторону, и разгорается конфликт.

Решать такого рода споры лучше всего путем конструктивных переговоров, заручившись поддержкой юриста. Чаще всего, достаточно бывает аргументированно (с точки зрения правовых норм) высказать свои претензии, чтобы конфликт с работодателем был разрешен.

Буллинг (травля в коллективе)

Буллинг (травля в коллективе) относится к межличностным конфликтам, конфликт происходит между отдельным человеком и группой лиц. Коллеги, пользуясь различными ресурсами, «подставляют» жертву, присваивают результаты ее труда, сваливают вину за свои рабочие ошибки, всячески выживают с работы (в то же время желая сохранить удобного «козла отпущения».

Если вам кажется, что вы являетесь жертвой травли, в первую очередь обратитесь за поддержкой к психологу. Обычно люди, которые становятся объектом буллинга, имеют негативный опыт и  в других коллективах – в школе, институте, на прошлых местах работы. Самостоятельно противостоять атакам без поддержки извне может быть трудно, так как состояние «жертвы» уже стало привычным и раз за разом, попадая в разные коллективы, человек сталкивается с невозможностью наладить общение на более качественном уровне.

Решать, оставаться ли на работе, или лучше ее сменить, нужно, разобравшись с причинами происходящего – смена работы может быть недостаточным шагом к решению проблемы.

Вместо заключения

Умение управлять конфликтами, применять различные стратегии поведения в конфликтах, учитывая контекст – это важный навык, существенно расширяющий диапазон ваших карьерных перспектив.

Конфликт является не только проблемой, но и точкой развития, профессионального и личностного роста. Не бойтесь вступать в конфликт, учитесь быть готовыми отстоять свои права, границы или точку зрения.